Ферзь Клаб

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ферзь Клаб » Кино » Кино 1980х (перестройка)


Кино 1980х (перестройка)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Я родился в самом конце 80х, в 1989 году и застал только 90е. Но почему-то у меня всё время просыпалась эмпатия к молодому поколению, которое жило в это время. Ниже я попытаюсь разобрать через рефлексию, почему так происходит.

Сразу прошу прощения за отсутствие структуры, буду писать как мысли приходят в голову.

Предлагаю начать размышления с к/ф Курьер, 1986 г.
Фильм можно охарактиризовать как "типичный перестроечный". В нём повествуется о молодёжи, которое как раз во время этой самой перестройки и вступает во взрослую жизнь. Главный герой стыкается с проблемой каких-то вечных требований от старшего поколения, его всё время пытаются заставить выбрать свою судьбу. И под этим давлением он становится курьером в какой-то типичной советской редакции. Но сама проблема лежит в том, что юный герой сам не разобрался ещё в себе.

Теперь давайте бросим взор на радикально отличающееся произведение той же эпохи, но выпущенное годом ранее - Гостья из будущего.
В этом фильме простые советские школьники пересекаются с путешественниками во времени и пытаются помочь решить проблемы галактического масштаба. Думаю, каждый из нас его видел, не буду вдаваться в детальные описания сюжета. Но главное ещё раз подчеркну - обычные школьники решают проблемы галактического масштаба

И вот мы видим 2 фильма вышедших +- в одно время, но абсолютно разные посылы. С одной стороны Иван сталкивается с проблемами развода родителей, давления общества насчёт выбора профессии, бытовыми проблемами на новой работе, а с другой стороны мальчик Коля Герасимов путешествует во времени и сражается с пришельцами. Казалось бы - зачем сравнивать такие несравнимые вещи? Но нет, это, как мне кажется, 2 стороны одной медали, которые как раз меня и подталкивают к сопереживанию поколению 80х.

Чтобы было проще объяснять, нужно попытаться "зелзть в шкуру" подростка, начинающего взрослую жизнь к 1980м. Ребёнок рос в стабильном обществе, где мир, стабильность и спокойствие были поставлены главными ценностями. Главной задачей родителей ребёнка было материальное обеспечение и защита своей семьи. Нужно было обеспечить семью едой (обязательно часть еды должна быть с огорода), жильём (в познем СССР с этим особо проблем не было) и бытом (купить диван из Болгарии, сервант из Прибалткии и тд.). Защиту ребёнка и образование брало на себя государство. А такие простые бытовые проблемы стали главными ценностями огромного государства потому что сейчас (в 80х) этих детей воспитывают люди, которые родились в 30х-40х и пережили страшнейшую войну всех времён и страшнейшие разрушения. В их детстве ценились не касетные магнитафоны из Японии, а корка хлеба. И понятное дело, что такие люди будут делать всё, чтобы эта условная корка хлеба всегда было у их детей. Ну а при желании ребёнка получить чего-то больше, ему логично (со стороны родителей родившихся в 30х) заявляли - да у меня в твоём возрасте из игршек была палка, а мясо я впервые поел в 13 лет. Но они не учитывали, что в 80х можно было объесться хлебом и мясо кушать куда чаще. Параллельно с этим действовало государство, которое начиналось как прогрессивное, но к 80м стало почти полностью консервативным. Осталась одна сфера, которая в целом стала консервативной, но в сути своей не могла отойти от прогрессивности - идеология. Идеология СССР была построена на материализме, т.е. с убеждением, что материя - это первичная субстанция, которая порождает уже всё остальное (людей, эмоции, культуру, что-угодно), а человек должен этой материей управлять. Человек в советской идеологии должен несмотря ни на что обуздать атом, покорить космос, исследовать всю землю, изменять направление рек, убирать целые горы. Поэтому идеология этот подход вкладывала в умы детей. И Алиса Селезнёва вместе с Колей Герасимовым были как раз этими идеологически верными советскими детьми, которые управляют вещами галактического масштаба. И собственно благодаря этому Алиса живёт в "советском раю". Стоит подметить, что большинство советской фантастики было направлено в эту сторону, давайте вспомним хотя бы Стругацких, у которых название "Трудно быть богом" сразу чётко и однозначно говорит об описаном выше подходе.

И что мы получаем? А мы получаем поколение, которое выросло на идеологии, что человек - своим всесильным разумом способен покорить любую стихию, справиться с любой проблемой, покорить космос, путешествовать во времени. И вот мы, поколение 30х-40х для вас, поколения 80х сделали всё, чтобы вы покорили всё вокруг. Хлеб есть? - Есть. Пальто импортное есть? - Есть. Комната в панельном доме есть? - Есть. Что вам ещё нужно?

А что дети? Дети подходят заряженные этими идеями к взрослой жизни и вместо покорения галиктик их заставляют выбрать профессию на всю свою жизнь, работать на скучной работе, которая вероятно никому и не нужна. Одним словом, закручивать одну и ту же гайку одним и тем же ключём всю свою жизнь. Более того, эти дети не могли не то, что космос покорить, им нельзя было даже свой серый панельный дом раскрасить в яркие цвета. Им нельзя было никак выделяться из серой массы людей.
Вы резонном заметите - "но были же космонавты, академики, учёные!"... - Да, были, но сколько их было? Советская идеология воспитала миллионы детей орламы, которые должны совершать великое.

Т.е. если мы окинем взором кинематограф 80х, то сможем заметить вот эти 2 стороны медали - фильмы про безысходность, серость и тоску и фильмы про человека покорившего вселенную. Даже если взять всем известный фильм "Ирония судьбы", с чего он начинается? А он начинается как раз с описания этой серости и безысходности, про одинаковые дома на одинаковых улицах, у дверей в которые даже ключи одинаковые. Ну а главный герой даже мебель свою может внутри узнать, потому что она тоже одинаковая. Отсюда и целая музыкальная культура упадничества в года перестройки.

Поколение страшней войны воспитало поколение орлов, которое было готово брать и менять мир, строить из него фантастическую утопию, но вместо этого держало их в золотой клетке, которую они с удовольствием разрушили в 1991 году, закончив эпоху модерна.

Ну а у меня проявляется эмпатия к этому поколению как раз из-за того, что я тоже сформировался как человек уверенный в будущем без войн, болезней и насилия, с колонизацией планет и тд, но вынужден жить в реальном мире с глупыми бытовыми проблемами.

Подпись автора

http://forumupload.ru/uploads/001b/b2/99/1458/t525224.png
http://forumupload.ru/uploads/001b/b2/99/1458/t903926.png
http://forumupload.ru/uploads/001b/b2/99/1458/t177024.png

+1

2

Возможно, в 80-е выросли дети шестидесятников, и оптимизм в кино этого времени -- это как бы второй трай романтизма "шестидесятых", воплощенный через их собственных детей, а пессимизм -- отражение состояния самих родителей к этому моменту.

+1


Вы здесь » Ферзь Клаб » Кино » Кино 1980х (перестройка)