СУ-100Y (читается как СУ-сто-игрек) — экспериментальная тяжёлая самоходная артиллерийская установка была разработана в 1939 году в Ленинграде на заводе №185 под руководством Ф.А. Мостового и И.С. Бушнева. Базовой машиной являлся опытный тяжёлый танк Т-100. В марте 1940г. выпущена в единственном экземпляре.
Корпус и цельносварная полностью закрытая боевая рубка высотой в человеческий рост изготовлены из броневых листов толщиной 60 мм, за исключением крыши и днища (20мм). Место механика-водителя и приборная доска в центре отделения управления в носовой части корпуса.
Основное вооружение СУ-100Y 130-мм пушка Б-13, которая, благодаря превосходной баллистике, использовалась для оснащения крейсеров и береговых батарей. Длина ство--
ла пушки 55 калибров. Орудие обладало отличным бронепробитием и точностью. Бронебойный снаряд весом 36 кг с начальной скоростью 870 м/c пробивал на дальности 4400м 40-мм броневую плиту. Углы наведения пушки по вертикали составляли от -5 до +15 градусов и по горизонтали – в секторе 20 градусов. Скорострельность 4 выстрела в минуту. Дальность стрельбы около 20 км. В качестве прицела использовалась панорама Герца. Для наблюдения за полем боя в крыше рубки устанавливались два перископических прибора ПТ-1. Для борьбы с пехотой противника по бортам машины и в корме САУ расположены три 7,62-мм пулемета ДТ.
В кормовой части корпуса устанавливался двигатель ГАМ-34, такой же как и на торпедные катера. Высокая мощность позволяла развивать хорошую для такой тяжелой машины скорость, но требовал четкого обслуживания, настройки и хорошего бензина.
Радиосвязь обеспечивалась радиостанцией 71-ТК-3 со штыревой антенной. Для связи членов экипажа использовалось переговорное устройство ТПУ-6.
В конце марта СУ-100Y прибыла в Карелию, советско-финская война к этому времени уже закончилась, и самоходка была испытана на остатках оборонительных линий финнов, уничтожая ДОТы обстрелом с больших дистанций по настильной траектории. Основными недостатками CY-100Y были признаны большая масса и значительные размеры, затруднявшие транспортировку машины по железной дороге, низкая маневренность и ограниченная подвижность.
Дальнейшие работы были прекращены. Летом 1940 года самоходная установка передана в Кубинку. Во время обороны Москвы СУ-100Y вместе со 152-мм опытными САУ СУ-14 и СУ-14-1 вошла в состав самоходного артиллерийского дивизиона особого назначения. Они обстреливали с закрытых позиций в районе станции Кубинка немецкие войска.